08.06.2023 10:27
Новости.
Просмотров всего: 4781; сегодня: 3.

Об архитекторе Осипе Бове и его Триумфальной арке рассказал Главархив

Об архитекторе Осипе Бове и его Триумфальной арке рассказал Главархив

Триумфальная арка появилась в Москве в 1814 году, была демонтирована в 1936 году и восстановлена в 1960-е годы на новом месте.

В 1965 году Совет Министров СССР принял постановление о том, что нужно увековечить память об Отечественной войне 1812 года в Москве. К существующему архитектурному ансамблю, состоявшего из Бородинского моста и здания музея-панорамы «Бородинская битва», было решено добавить Триумфальную арку. Она была построена по проекту итальянского архитектора Осипа Бове в 1814 году, но ее разобрали в 1936 году по причине проведенной тогда реконструкции площади Белорусского вокзала. Также в рамках проекта было предложено отлить бюст Михаила Кутузова, который должен был стоять на аллее героев войны 1812 года, располагавшейся недалеко от музея. Документ о восстановлении утраченных памятников, в том числе и Триумфальной арки, хранится в Главархиве Москвы. 

Будущий архитектор Осип Бове происходил из семьи обрусевших итальянцев: его отец был приглашен Екатериной II для работы в Эрмитаже в 1782 году, но вскоре вся семья художника перебралась в Москву. Юный Осип Бове поступил на учебу в школу при Экспедиции кремлевских строений к архитектору Франческо Кампорези и русскому зодчему Матвею Казакову. В 1807 юноша начал работать по профессии, но затем записался в народное ополчение, занимавшееся защитой столицы от войск Наполеона. После знаменитого пожара 1812 года в Москве Осипа Бове пригласили работать в специальную комиссию, члены которой занимались восстановлением архитектурного облика города. Архитектор отвечал за реконструкцию центральных районов: Тверской, Арбатской, Пресненской, Новинской частей города — а также выступал инспектором по «фасадической части», то есть отвечал за то, чтобы все жилые здания были построены точно по проектам и вписывались в архитектурный ансамбль. Он восстановил Торговые ряды на Красной площади, здание городской думы и магистрата, Воскресенские ворота и руководил реконструкцией башен Кремля с 1816 года. 

В 1818 году архитектор получил два престижных государственных заказа на преображение Театральной площади и зданий Малого и Большого театров. Именно Осип Бове придумал водрузить на крышу Большого театра квадригу Аполлона и сделать портик из восьми мраморных колонн, а также расширить зрительный зал до 3000 мест. 6 июня 1825 года в обновленном Большом театре состоялся первый спектакль, а публика аплодировала архитектору и скандировала его имя. Вскоре воплощенный проект был признан одним из самых масштабных в Европе, а о самом Осипе Бове перестали судачить в Москве как о «неополитанском выскочке», все заслуги которого состоят лишь в том, что он удачно женился на княгине Авдотье Трубецкой, которая потеряла первого мужа в битве под Лейпцигом, а теперь была готова идти хоть за архитектора, хоть за камердинера. Так или иначе Осип Бове был счастлив в браке и продолжал получать хорошие заказы, неустанно восстанавливал облик полюбившейся Москвы после пожара. Интересно, что почти одновременно он руководил строительством 1-ой Градской (Первая городская клиническая больница имени Николая Пирогова) и Екатерининской больниц (сейчас— Городская клиническая больница №24), где предполагалось принимать лиц всякого звания и состояния. Больницы были открыты в Москве в 1833 году и работают до сих пор. 

В 1826 году Триумфальные ворота у Тверской Заставы обветшали окончательно, так что на их месте решили построить каменную арку в ознаменование победы русских солдат в войне 1812 года, а проект поручили выполнить Бове. 17 августа 1829 была совершена закладка единственного памятника арочного типа в Москве. В основание арки была вмонтирована плита с надписью «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновление сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». По разным причинам строительство тянулось пять лет, памятник открыли 20 сентября 1834 года, а Осип Бове умер за три месяца до этой даты, так и не увидев свое творение готовым. Последней работой Осипа Бове в столице стала ротонда церкви Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, которая сильно обгорела в пожаре. 

В советское время Триумфальную арку воссоздали по обмерным чертежам самого Бове и сохраненным при демонтаже скульптурным деталям. По иронии судьбы памятник был признан объектом особого культурного значения, его возвели на новом месте, в середине Кутузовского проспекта в 1966-1968 годах, рядом с музеем, когда решили увековечить память о войне 1812 года.  


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Триумфальная арка в процессе восстановления на Кутузовском проспекте. Автор – А. Жиляков. Москва. Май 1968 г. Главархив Москвы
Триумфальная арка в процессе восстановления на Кутузовском проспекте. Автор – А. Жиляков. Москва. Май 1968 г. Главархив Москвы

Письмо секретаря МГК КПСС Н. Егорычева и Председателя Исполкома Московского Совета В. Промыслова в ЦК КПСС о размещении на Кутузовском проспекте ряда исторических сооружений.13.11.1965. Главархив
Письмо секретаря МГК КПСС Н. Егорычева и Председателя Исполкома Московского Совета В. Промыслова в ЦК КПСС о размещении на Кутузовском проспекте ряда исторических сооружений.13.11.1965. Главархив

Письмо секретаря МГК КПСС Н. Егорычева и Председателя Исполкома Московского Совета В. Промыслова в ЦК КПСС о размещении на Кутузовском проспекте ряда исторических сооружений.13.11.1965. Главархив
Письмо секретаря МГК КПСС Н. Егорычева и Председателя Исполкома Московского Совета В. Промыслова в ЦК КПСС о размещении на Кутузовском проспекте ряда исторических сооружений.13.11.1965. Главархив

Скульптурные группы, подготовленные для установки на Триумфальную арку во время её восстановления на Кутузовском проспекте. Автор – А. Жиляков. Москва. Октябрь 1968 г. Главархив Москвы
Скульптурные группы, подготовленные для установки на Триумфальную арку во время её восстановления на Кутузовском проспекте. Автор – А. Жиляков. Москва. Октябрь 1968 г. Главархив Москвы

Восстановление Триумфальной арки на Кутузовском проспекте; вид на стройплощадку. Автор – В. Созинов. Москва. Май 1968 г. Главархив Москвы
Восстановление Триумфальной арки на Кутузовском проспекте; вид на стройплощадку. Автор – В. Созинов. Москва. Май 1968 г. Главархив Москвы

Памятник М.И. Кутузову у здания Бородинской панорамы. Автор – неизвестен. Москва. 1977 г. Главархив Москвы
Памятник М.И. Кутузову у здания Бородинской панорамы. Автор – неизвестен. Москва. 1977 г. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11247 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/124855073/
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...