31.08.2020 10:13
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 22068; сегодня: 1.

Йонатан Хабиб Энквист о современном уральском искусстве

Йонатан Хабиб Энквист о современном уральском искусстве

Шведский куратор современного искусства и писатель Йонатан Хабиб Энквист стал первым тьютором проекта Благотворительного фонда «Синара», посвященного продвижению уральских художников на мировой арене. Он присоединился к «Арт-платформе» онлайн в серии мастер-классов и воркшопов посредством Zoom. Вместе с начинающими арт-критиками Йонатан работал над появлением текстов об уральском искусстве и участвовал в дискуссиях с современными уральскими художниками. На старте проекта Йонатан говорил, что для него это «эксперимент, в основе которого – любопытство».

Йонатан руководит кураторской резиденцией в Стокгольме (Cris) и является редактором онлайн-журнала tsnoK.se. В 2019 году он курировал VR Павильон Венецианской биенналле. В настоящее время Йонатан – художественный директор проекта Nya Småland. Мы расспросили его о впечатлениях от проекта и о роли Урала в мировом искусстве.

– Почему вы решили участвовать в нашем проекте?

– Первоначально куратор «Арт-платформы» Женя Чайка пригласила меня приехать в Екатеринбург на интенсивную сессию писательских мастер-классов и бесед, но из-за вспышки пандемии это стало невозможно. И Женя задумала совершенно новую структуру для проекта: мы встречались онлайн в течение нескольких недель, обменивались текстами, портфолио, делали виртуальные визиты в студию и различные письменные эксперименты. Я счастлив, что решил остаться на борту в этом новом формате. Возможно, нам удастся узнать что-то о том общем мире, который возникает в связи с текстом между художником и тем, кто о нем пишет. Это будет также и история о переводе. Между языками и между практиками. Иногда мы общаемся на языках, которыми никто в группе на самом деле не владеет. И, конечно, на английском – международном языке мира искусства ХXI века; хотя по факту это второй, третий или даже четвертый по значимости язык для участников. Мы не ограничены одним языком, хотя это и не значит, что мы говорим на всех. Мы позволяем себе раздвигать границы этого языка и свои собственные.

– Вы работали с участниками несколько недель. Поделитесь своими впечатлениями?

– В группе чувствуется огромный энтузиазм, и я ощущаю, что мы движемся вперед. Даже если невозможно заменить живую работу, стало ясно, что продолжительные встречи в течение нескольких недель онлайн-позитивны для развития идей и могут быть полезны для всех процессов написания критических текстов. Я очень надеюсь, что в какой-то момент мы сможем собраться в Екатеринбурге на встречу офлайн. Полагаю, мы подготовили для этого хорошую дискуссионную почву внутри группы.

– На ваш взгляд, что дает ребятам участие в «Арт-платформе»?

– Я надеюсь, что проект вдохновит авторов на различные подходы к написанию текстов о художниках и их работах. Вдохновит на более личный, честный подход к написанию текстов об искусстве и более глубокое понимание отношений между художником и писателем.

– Можете ли вы назвать отличительные черты уральского искусства?

– Обобщая, я могу сказать, что есть некоторые особенности, которые имеют отношение к географическому и психологическому ландшафту региона. Очевидно, что промышленное наследие и удаленность от столицы повлияли на художественную сцену исторически и в какой-то степени до сих пор влияют.

– Как уральское искусство соотносится с мировым искусством?

– Честно говоря, я не знаю, что такое мировое искусство. Все произведения искусства происходят из определенных контекстов, и я только один раз был в Екатеринбурге, и это было связано с крупнейшим международным проектом в сфере современного искусства – Уральской индустриальной биеннале. Это было Уральское искусство? Очевидно, что между местной сценой и международной существует некий компромисс.

– Идет ли уральское искусство в ногу со временем или стоит особняком?

- Возможно, это скорее вопрос об институциях или о том, как мы говорим об искусстве, чем вопрос о характере конкретного места. Искусство всегда меняется, а институты и писатели должны уметь приспосабливаться к условиям художественного производства. Центры искусств играют важную роль, поскольку умеют трансформироваться в соответствии с тем, что делают художники, обеспечивая при этом стабильность и преемственность. Как писатели, мы связаны как с художниками, так и с институтами, и должны выступать посредниками в моменты таких изменений. Таким образом, институты и писатели играют центральную роль в том, что было названо «экологией» современного искусства. Я ничего не могу сказать об экологии Урала, но очевидно, что наш проект – здоровый знак!

– Выбрали ли вы художника, чтобы написать о нем текст?

– Немного рано об этом говорить, так как я еще не уверен на 100%. Как раз сейчас пересматриваю портфолио уральских художников и понимаю, что языковой барьер действительно становится очевидным.

– Йонатан, если вам удастся посетить Екатеринбург перед завершением в 2020 году, что бы вы хотели увидеть в городе и какие мероприятия посетить?

– Было бы интригующе посетить художников, с которыми я встречался только виртуально, и увидеть некоторые из работ в реальности. Я хотел бы вернуться в институции, художественные музеи, галереи с новым пониманием, накопленным в проекте «Арт-платформа», и, безусловно, к окружающей среде, промышленным объектам, чтобы лучше понять контекст уральского искусства.


Ньюсмейкер: Благотворительный фонд "Синара" — 91 публикация
Сайт: uralartplatform.ru
Поделиться:

Интересно:

Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...