28.12.2017 22:42
Новости.
Просмотров всего: 50142; сегодня: 3.

Списки с раскрытых фресок Московского Кремля для Фонда Св. Андрея Первозванного

В мастерской во имя Св. преп. Алипия Печерского завершена работа над двумя иконами с необычной историей. Образы Спаса Смоленского и Святого Николая Можайского являются списками с надвратных фресок Спасской и Никольской башен Московского Кремля. Фрески считались утраченными до 2010 года, когда, по инициативе Фонда Андрея Первозванного, они были обнаружены, раскрыты, а затем отреставрированы и освящены. Вся эта колоссальная (как по сложности, так и по духовной значимости) работа была проведена под руководством Фонда примерно за полгода. Иконописцами мастерской во имя Св. преп. Алипия Печерского выполнены списки с данных фресок. Иконы написаны по заказу одного из крупнейших меценатов современности, состоящего в Попечительском совете Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного.

Обе фрески — образ Спаса Смоленского на Спасской башне и образ Св. Николая Можайского на Никольской — относятся к XV-XVI векам. Спас Смоленский (Спас с припадающими) — икона, созданная в честь присоединения Смоленска к Московскому княжеству в 1514 году. Она была помещена над Фроловскими (ныне Спасскими) воротами Кремля, несколькими годами позднее заменена фреской. Образ неоднократно являл свою чудотворную силу в войнах — например, французским мародёрам не удалось похитить её драгоценный оклад в 1812 году. Не иначе как чудом и силой веры можно объяснить и то, что икона уцелела при советской власти. В 30-е годы XX века верующий реставратор мастерской Грабаря, вопреки указаниям властей, надёжно закрыл фреску металлической сеткой и бетоном. Поэтому, когда в 2010 году изображение было раскрыто, его сохранность составляла почти 80%. Реставраторы установили, что фреска неоднократно подновлялась — в настоящее время она раскрыта на красочном слое конца XVII — начала XVIII века.

Данный образ Спаса — ростовое изображение Христа со склонившимися к его стопам Святыми старцами — Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Отсюда и другое название икон такого типа — «Спас с припадающими». Надвратная фреска имеет прямоугольную форму и зелёный фон с золотыми узорами. Однако сам образ, написанный на золотом фоне и имеющий фигурное завершение, как бы вложен в неё, отделённый киноварной опушью. Икона мастерской сохраняет все основные художественные особенности старинной фрески, дополняя их. Иконная доска имеет фигурный ковчег (углубление) в контуре опуши. Фигура Спасителя, восприняв величие и монументальность древнего образа, написана в несколько более лёгкой, изящной манере. Фигуры коленопреклоненных старцев выполнены в более светлых, контрастных тонах.

Судьба фрески, изображающей Святого Николая Чудотворца в наиболее древнем и почитаемом на Руси образе Николы Можайского, была не столь счастливой. Она считается даже более древней, чем фреска на Спасской башне (конец XV века), но, очевидно, её реставрации в прежние века не уделялось много внимания. Раскрытый красочный слой донёс до нас следы средневековых пожаров, но главной проблемой были сильные повреждения от пуль и снарядов революционных боёв 1917 года. К счастью, графья (прорись, контурный набросок на штукатурке) сохранилась даже там, где сильно пострадал красочный слой, что облегчило труд реставраторов.

Данное ростовое изображение Святого Николая Можайского на золотом фоне также известно как «Никола с градами». Николай Угодник изображён в епископском облачении (фелонь, омофор, епитрахиль), в синем хитоне с золотыми полосами. В правой руке он держит поднятый меч, в левой — условное изображение городских стен, обступающих церковь. На иконе мастерской сохранены композиционные особенности фрески, вплоть до мельчайших деталей, а цветовое решение изменено. Цвета иконы — яркие, контрастные и чистые, какими они могли быть и на фреске в момент создания. Особое внимание мастера уделили лику Чудотворца, сообщив его чертам особую ясность, кротость и, вместе с тем, силу.

Данные работы, созданные в мастерской для Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, — важный пример преемственности в иконописной традиции. Ещё более значим для православной культуры сам факт находок такого масштаба в Московском Кремле — это свидетельство плодотворнейшей работы по возрождению духовных наследия.


Ньюсмейкер: Иконописная мастерская во имя св. преп. Алипия Печерского — 18 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...